Logo

Главная страница Главная страница
Дела семейные Дела семейные
От 0 до 6 От 0 до 6
Школьные годы Школьные годы
Родительский практикум Родительский практикум
Взрослым о взрослых Взрослые о взрослых
Коротко о разном Коротко о разном
Консультация Платная консультация
Яндекс цитирования
О магическом числе 7 (+-2)

     Психологию нередко упрекают в том, что является она наукой неточной: цифр и прогнозов точных предоставить не может. Однако, что касается исследований познавательной сферы человека, то здесь все-таки есть конкретные значения.
     Например, достаточно хорошо изучены особенности нашей оперативной памяти. Этот вид памяти действует всего 5-20 секунд, он позволяет нам регулировать нашу деятельность, удерживая ее промежуточные результаты. По истечении этого времени информация либо поступает в кратковременное хранилище (где может "пролежать" до 5 дней), а затем в долговременное хранилище (время хранения в котором может достигать от 5 дней до бесконечности), либо забывается.
     То есть, любая информация поступает в нашу оперативную память в обязательном порядке, а уж остается в других ее отделах далеко не все. Таким образом, если вы задумали что-то специально запомнить, выучить, "намотать на ус" и т.п., то "перепрыгнуть" оперативную память никак не удастся. Следовательно, нужно считаться с ее особенностями. При этом есть у нее одна неприятная характеристика: ее объем ограничен. Одновременно в оперативной памяти может обрабатываться только 7 (+-2) единиц информации. Именно с этим связаны основные трудности запоминания.
     Какие же практические выводы мы можем извлечь из этого знания? Нужно ли смириться с этим свойством и просто дробить материал на маленькие порции? Иногда этот метод действительно хорош, например, если речь идет о запоминании иностранных слов. Но предположим, что нам нужно изучить и запомнить большой объем материала, связанного между собой логически (информация об исторической эпохе, анализ литературного произведения, направления деятельности фирмы и т.п.).
     Мы, конечно, тоже можем применить этот частичный способ и попробовать освоить весь объем по кусочкам, но тогда от нашего восприятия невольно будут ускользать тенденции развития, противоречия в информации и т.д. Можем попробовать осилить весь материал целостным способом, но тогда наши желания встретятся с ограничениями возможностей памяти, поэтому придется приложить очень много усилий и затратить много времени на запоминание. Третий способ - комбинированный. Он предполагает, что сначала улавливается общее содержание изучаемого материала, в нем выделяются куски для более подробного изучения, затем эти части усваиваются, а после человек снова переходит к целостности материала, то есть ищет взаимосвязи между отдельными изученными частями.
     В основе этого комбинированного способа лежит один из приемов мнемотехники (осознанные приемы запоминания) - прием укрупнения (увеличения) единицы запоминаемой информации. Так, если вы будете пытаться все запоминать дословно, то ваш объем памяти очень быстро наберет 7 единиц и будет переполнен. Эффективность дальнейших попыток будет низкой. Но, если вы поработали с материалом и запоминаете уже не по словам, а по предложениям, то здесь единицей запоминания выступит уже предложение и объем памяти позволит запомнить не 7 слов, а 7 предложений. Если же в вашем сознании так хорошо усвоилась информация, что вместо целого абзаца вы можете сформулировать его содержание в одном предложении или ярком образе, то значит, единицей запоминания для вас в данном случае является абзац (логически связанный отрывок текста).
     Так знание об ограничениях объема памяти позволяет находить другие, более эффективные пути запоминания, чем простое повторение.
     Второй мнемический прием, используемый в комбинированном способе запоминания, - это прием логического и образного связывания отдельных элементов информации. Как только вы перестали воспринимать два события как отдельные, то можно сказать, что вы скрепили их, как кирпичи цементным раствором, и теперь, беря один кирпич, вам не нужно заботиться, как бы не потерять второй. Таким образом достигается все та же цель - укрупнение единиц информации и достижение эффективного запоминания, несмотря на существующие психофизиологические ограничения.

Ломтева Татьяна Александровна, психолог
lomteva@psilib.ru
8-916-393-09-33



© Все материалы с этого сайта разрешены к копированию только в электронных изданиях и с обязательной ссылкой на данный сайт. Публикация в печатных изданиях - только с разрешения автора.
Valid HTML 4.01 Transitional