Logo

Главная страница Главная страница
Дела семейные Дела семейные
От 0 до 6 От 0 до 6
Школьные годы Школьные годы
Родительский практикум Родительский практикум
Взрослым о взрослых Взрослые о взрослых
Коротко о разном Коротко о разном
Консультация Платная консультация
Яндекс цитирования
Родитель и проблемы дисциплины.

     Как нам хочется быть добрыми и хорошими родителями, чтобы дети понимали нас с полуслова, выполняли все наши просьбы, и в семье царил мир и покой! Но действительность диктует свои условия, и вряд ли можно обойтись без методов восстановления дисциплины в таком нелегком деле, как воспитание детей.
     Однако, методы бывают разные. И применение их к разным детям может давать совершенно разные результаты. Поэтому давайте попробуем разобраться в плюсах и минусах каждой дисциплинарной техники. Всего их насчитывается три:
  1. эмоциональное наказание;
  2. утверждение силы;
  3. разъяснение.
     По мере рассказа о каждой из них в отдельности, попробуйте ответить на вопрос: какой дисциплинарной техникой Вы чаще всего пользуетесь? Хотя наверняка Вы узнаете в каждом описании свои действия в какие-то периоды жизни. Тем не менее, практически у каждого родителя есть своя "любимая" стратегия влияния на поведение ребенка, которая зачастую действует автоматически и остается неосознанной применяющим ее взрослым.
     Итак, первая дисциплинарная техника - это эмоциональное наказание. О применении ее можно говорить, когда родители в качестве наказания за проступки применяют следующие способы:
  • не разговаривают с ребенком
  • холодно иронизируют, насмехаются над ошибками и слабостями сына/дочери
  • заявляют о своем неприятии ("Мама не любит такого грязнулю!")
  • своим поведением демонстрируют нелюбовь (нарочито сухо говорят с ребенком, отстраняют его от себя, не дают возможности установить с собой тактильный контакт)
  • стимулируют возникновение чувства вины у ребенка ("Не мочи ноги, а то опять заболеешь и мне придется сидеть дома, а на меня на работе и так косо смотрят!").
     Эмоциональное наказание иногда оказывается очень эффективно - родителям удается добиться желаемых изменений в поведении ребенка. Однако эта техника очень опасна. Ведь в основе ее эффективности лежит страх ребенка - страх потерять любовь самых важных для него людей в мире - родителей. А эта угроза достаточна сильна для того, чтобы у ребенка развивалась тревожность и зависимость как свойства личности. Думаю, не нужно говорить о том, что их наличие делает эмоциональное благополучие ребенка весьма шатким, особенно когда эта зависимость и постоянная потребность в одобрении переносятся с родителей на других взрослых и на сверстников.

     Вторая техника - утверждение силы. Она включает такие действия родителей, как:
  • физические наказания;
  • лишение удовольствий;
  • ограничение материальных благ, привычных для ребенка;
  • словесное выражение угрозы ("Ты у меня получишь!" или "Если не перестанешь сейчас же, придушу!")
     Эта техника обычно тоже дает свои результаты, причем быстро. Казалось бы, такими минимальными средствами, достигается нужное поведение ребенка и комфорт родителей! Но не торопитесь с такими выводами. Давайте посмотрим, действительно ли затраченные средства являются минимальными?
     Во-первых, изменить свое поведение ребенка заставляет страх наказания. А значит, его действия вызваны не осознанием своего поступка (то есть не внутренними причинами), а всего лишь внешними условиями. Соответственно, когда угрозы наказания не будет, то что, собственно, помешает ему повторить плохое действие? Все это ведет к задержке морального развития ребенка. Поэтому родителям, часто применяющим такую воспитательную стратегию, не стоит удивляться, что их взрослеющие дети не становятся такими сознательными и ответственными, как их сверстники.
     Во-вторых, эта стратегия эффективна только в том случае, если родитель хотя бы периодически выполняет свои угрозы. А это, как правило, заставляет самих родителей чувствовать вину за слишком строгое наказание. Следствием этого чувства часто бывает неосознанное стремление родителя загладить неприятный инцидент и сделать что-нибудь приятное для ребенка. Дети же очень быстро, хотя и не осознанно, улавливают такую закономерность и могут воспринимать физическое наказание как плату за последующее удовольствие. Соответственно, о воспитательном влиянии на личность ребенка в этом случае и речи быть не может.
     Если же родители после реализации своих угроз по отношению к ребенку не испытывают вину, а напротив, чувствуют определенное удовлетворение от "свершившейся справедливости", то их положительное влияние на личность ребенка также вызывает сомнение. Ведь такое поведение учит ребенка решать все проблемы и конфликты с помощью проявления агрессии и применения грубой физической силы. Понятно, что в общении со сверстниками это вызовет множество проблем. Не меньше проблем такие дети имеют и в отношениях с учителями, так как те не могут применить физическую силу, а все остальные методы по сравнению с этим не являются уже авторитетными.
     Как мы видим, краткий комфорт родителей, полученный методом утверждения силы, вряд ли может быть оправдан теми последствиями, которые он несет для развития ребенка.

     И, наконец, третья техника дисциплинирования - разъяснение. У некоторых родителей только при ее упоминании возникает скепсис и фразы типа "Уж сколько раз твердили миру", "Говори - не говори", "Все как об стенку горох". Все эти высказывания отражают тот факт, что данная техника является более мягкой, чем предыдущие способы, а соответственно, ее воспитательный результат не так быстро проявляется и не всегда одинаков. Родители пользуются данной стратегией, когда:
  • объясняют причины, почему такое поведение недопустимо;
  • рассказывают ребенку, как выглядят его поступки в глазах окружающих;
  • пытаются донести до ребенка выгоду соблюдения общепринятых норм и правил, их необходимость;
  • предупреждают о последствиях неправильных поступков;
  • взывают к гордости ребенка, его желанию быть взрослым.
     Положительные стороны данной техники очевидны. К ним относятся:
  • хорошие отношения родителей с ребенком даже при возникновении дисциплинарных трудностей;
  • своевременное развитие у ребенка совести, как регулятора поведения;
  • стремление ребенка к взрослению, его принятие взглядов родителей.
     Почему же эта замечательная техника не всегда эффективна? Если Вас во время чтения заинтересовала эта проблема, то попробуйте прежде всего ответить на вопрос, к ребенку какого возраста Вы пытались ее применить? Если речь идет о ребенке до трех лет, то использование разъяснения не может оказаться эффективным, так как малыш еще не в состоянии контролировать свое поведение. Если Вы имели ввиду более старших детей, то подумайте, единственная ли это техника, применяемая для влияния на ребенка? В случае, когда две другие стратегии применяются довольно часто, разъяснение уже не может быть результативным, так как чувство страха гораздо сильнее любой логики! И, наконец, согласованы ли были действия всех членов семьи по отношению к ребенку? Если какое-то действие папа запрещает, мама разрешает, а бабушка помогает реализовать втайне от родителей, то естественно, что эффективными уже не будут влияния ни одного взрослого в этой семье, если речь не идет о прямой угрозе.
     Кроме того, техника разъяснения требует то родителей особых педагогических способностей. Ведь чтобы наказать или отстраниться природного дара не требуется! А вот чтобы объяснить ребенку причины и следствия его поведения требуется:
  • терпение;
  • умение понять состояние ребенка и причины его поступков;
  • умение доступно возрасту ребенка излагать свои мысли;
  • знание индивидуальных особенностей сына/дочери и умение их использовать (например, создавая у ребенка ту или иную мотивацию поведения);
  • хорошее владение ситуацией развития ребенка (уверенность в том, что за каким-то поступком ребенка в школе или детском саду действительно последуют те явления, о которых Вы говорите).
     Поэтому, если Вы считаете, что на Вашего ребенка "слова не действуют", стоит задуматься об особенностях родительского стиля воспитания, которого Вы придерживаетесь.
     При этом, разумеется, применение других техник может быть адекватным и оправданным в каких-то ситуациях, с некоторыми детьми. Однако, если их использование является преобладающим, стоит пересмотреть свое отношение к ребенку и изменить способы воздействия. Иногда это становится возможным только после того, как родитель решит свои проблемы в других сферах жизни (супружеских отношениях, на работе, в отношениях с родственниками и т.п. проблемах, влияющих на эмоциональное состояние в целом).

Стаханова Татьяна Александровна, психолог
stakhanova@psilib.ru
8-916-393-09-33



© Все материалы с этого сайта разрешены к копированию только в электронных изданиях и с обязательной ссылкой на данный сайт. Публикация в печатных изданиях - только с разрешения автора.
Valid HTML 4.01 Transitional