Logo

Главная страница Главная страница
Дела семейные Дела семейные
От 0 до 6 От 0 до 6
Школьные годы Школьные годы
Родительский практикум Родительский практикум
Взрослым о взрослых Взрослые о взрослых
Коротко о разном Коротко о разном
Консультация Платная консультация
Яндекс цитирования
Ступени жизни или формирование личности на различных ее этапах.

     Как часто мы слышим: "это было еще во младенчестве…", "какое трудное было детство…", " в юности я был таким скромным мальчиком..", "ах, молодость, молодость…", "ты уже взрослая девочка..." и т.д. Такое впечатление, что наша жизнь поделена на этапы. Точнее - на возрастные этапы. И каждый из них несет свои цели и задачи. Чем мы их успешнее решим, тем легче будет на следующем этапе. Это как во время учебы: усвоил предыдущий материал - справишься с новым, не усвоил - как снежный ком будут накапливаться проблемы. Так и в жизни. Мы растем, взрослеем, словно идем по Ступенькам: Ступенька - остановка, Ступенька - остановка, все выше и выше по многоэтажному дому Жизни. Каждый этап позволяет приобрести нечто Новое, характерное именно для данного момента развития. А во время остановок - ребенок учится применять эти знания в реальности. Так происходит постепенное формирование личности. И на каждой из таких Ступенек происходит качественное преобразование внутреннего мира, изменение наших отношений с окружающими людьми. Именно это Новое и сохранится у нас (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Но если опыт не усвоен - проблема остается…
     Что же это за этапы - Ступеньки, по которым мы идем?
     С начала жизни начинается этап преодоления "детских" Ступенек.
     На протяжении всего первого года жизни ребенок учится доверию. Если он окружен заботой, внимание и любовью родителей, если он чувствует себя в безопасности - это означает для него, что Миру можно доверять. Если же ребенок постоянно находится в тревожной обстановке, чувствует нелюбовь к себе, то возникает неосознанное им чувство недоверия ко всем и вся. Как можно довериться миру, который тебя не любит? Именно здесь можно поискать корень недоверчивости, подозрительности, отгороженности от других, агрессии…
     Немножко отдохнули - и следующая Ступенька. Она может научить ребенка быть самостоятельным и инициативным. А может наградить его ощущением чувства вины за любой поступок. И это зависит от того, как родители и окружающие будут реагировать на то, что делает малыш; на ошибки, которые он совершает; будут ли его учить преодолевать препятствия или начнут ругаться и стыдить за проступки (с точки зрения взрослых).
     В начале школьной жизни - новое испытание. И здесь тоже есть свои подводные камни. Можно стать трудолюбивым, почувствовать вкус к учебе. А можно испытать чувство неполноценности: "Вон у других получается, а у меня нет, я ведь - бездарь, так папа говорит". И с таким отношением к себе у ребенка точно ничего не получится. А если это мнение подкрепится учителем и родителями - то ребенок и вовсе поставит на себе крест и заработает кучу комплексов.
     Одна из самых сложных Ступенек начнется после 12 лет - это пора личностного самоопределения. Долгий период - до 18 лет! - поиска и понимания себя. Все душевные силы направлены на самопознание. У подростков сильно выражено стремление разобраться в самом себе, зачастую даже в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Это период активного поиска себя и экспериментирования в разных ролях, развития временной перспективы и построения планов на будущее. Вот минимум, который должен решить подросток за такой короткий срок.
     Прошел подростковый возраст, кончилось детство. Начались "взрослые" Ступени. И с первой же из них - примерно с 20 лет - начинается поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы. Опасность же этой Ступени представляет избегание контактов, требующих полной близости, стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою "территорию", в свой внутренний мир. Такие стремления могут превратиться в личностные качества - чувство изоляции и одиночества. Может быть, именно здесь и надо искать истоки проблемы закоренелых холостяков, которые на самом деле просто не смогли эту Ступень преодолеть?
     Пройдет совсем немного времени - чуть больше 10 лет - и ждет новое осознание. Вдруг обнаруживаешь, что наше продолжение - это наши дети. Именно о них надо заботиться, воспитывать. И если по Пути восхождения все в жизни складывалось хотя бы относительно удачно, то это открытие будет принято. И дети, и взрослые поймут, что они друг другу нужны, а их взаимоотношения востребованы. Сложнее, если преодоление этой Ступени принесет только погружение в себя, в свои заботы или просто самокритику и анализ проблем…
     Время идет. Выход на пенсию давно состоялся. Приходит время оценки всего того, что было сделано (или нет), чем можно гордиться, а чего стыдиться. Время оценки прожитой жизни. Эта Ступенька самая сложная. И тут иногда можно впасть в отчаяние от осознания, что ничего уже исправить нельзя, а так хочется переписать некоторые страницы заново. Может быть, тогда все было бы удачнее, лучше. Стало бы… Но в большинстве своем удовлетворенность своей жизнью перевешивает. Вспоминаются яркие эпизоды, удачные дела, хорошие знакомства, события.
     Жизненный Путь имеет только одно направление. Повернуть вспять еще никому не удавалось. И шаг за шагом, Ступенька за Ступенькой мы поднимаемся вверх и выбираем то, что в итоге ждет нас в конце нашего долгого восхождения. И это только наш выбор…

Брилинг Елена Евгеньевна, психолог
briling@psilib.ru



© Все материалы с этого сайта разрешены к копированию только в электронных изданиях и с обязательной ссылкой на данный сайт. Публикация в печатных изданиях - только с разрешения автора.
Valid HTML 4.01 Transitional